Система дала сбой. Или почему арест фермера Ираиды Шалак это удар по республике

На прошлой неделе в Карелии задержали фермера из Олонецкого района, лауреата 2018 года Ираиду Шалак. Практически сразу за нее заступилось Министерство сельского хозяйства Карелии. А вчера письмо с просьбой об изменении меры пресечения направил лично глава Карелии Артур Парфенчиков. Подчеркну – губернатор заступился за главу фермерского хозяйства, задержанную по подозрению в мошенничестве. Фактически впервые в истории Карелии глава региона выразил категорическое несогласие с действиями силовых органов, к которым он сам еще до недавнего времени (если кто забыл) относился. Что же произошло и почему такой резонанс? 

Начнем с простого – с напоминания, за что задержали и арестовали (пока до августа) труженицу и гордость не только Олонецкого района, но и всей сельхозотрасли Карелии. В МВД не скрывают: в течение последних нескольких лет женщина убедила 12 работников своего производства зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей – глав фермерских хозяйств. А потом от этих ИП были отправлены заявки в Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Карелии на участие в конкурсном отборе на получение грантов. В итоге гранты в размере 15 млн рублей на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства были успешно выделены. Самое важное – деньги пошли именно на это направление, а не на строительство личных дворцов или покупку недвижимости за границей. Вопросы вызывает только тот факт, что все ИП были связаны с одним хозяйством. То есть фактически Ираида Шалак воспользовалась господдержкой, вложила средства в развитие своего хозяйства. Правда, для получения значительной суммы использовала схему с индивидуальными предпринимателями. 

Почему она могла так сделать? Зачем? Очевидно, что кредиты в банке очень дорогие, а госпрограммы очень заманчивые и выгодные. Да и само государство постоянно говорит – берите, мол, все по-честному. Очевидно также, что одной Шалак государство выделило бы миллион, а ей и ее 12 работникам, оформленным как ИП, целых 15. Для понимания – 1 млн рублей для развития хозяйства смешные деньги. На них даже трактор не купить, а 15 млн – сумма уже более-менее позволяющая говорить о развитии. Можно и построить что-то и технику купить. Но не тут-то было.

Итог такой схемы оказался иной – четыре уголовных дела для фермерши Шалак, арест и перспектива длительного срока заключения, не говоря уже о закрытии успешного хозяйства. 



И вот тут самое интересное – откуда такая поддержка после ареста со стороны Минсельхоза и главы Карелии? Причин, как мне кажется, несколько. Вторая (намеренно идем не с начала) – перспектива закрытия успешного фермерского хозяйства, одного из лучших в республике. Еще вчера про Ираиду Шалак снимали сюжеты и писали оды. Еще вчера она передовик и труженик, герой, а сегодня заключенный СИЗО, подозреваемая в мошенничестве. Но главная, первая, причина не эта. Главная – удар по всей государственной поддержке предпринимательства в Карелии. Несколько лет правительство республики Карелия по кирпичикам выстраивало схему помощи бизнесу. На всех углах кричало о том, что государство готово оказывать поддержку бизнесу. Это безопасно, это выгодно, вы только идите. И именно фермеров, в том числе Шалак, ставили в пример. Вот, мол, смотрите, как успешно можно, получив государственные гранты, а не дорогие банковские кредиты, развить собственное хозяйство. И вдруг арест флагмана всей госпрограммы поддержки бизнеса. 

Ираида Шалак на вручении наград лауреатам 2018 года

Другой важный момент. В ситуации с Ираидой Шалак, полагаю, что схема получения средств Минсельхозу была хорошо известна. Думаю, что ведомством она даже была согласована (если не придумана им). Или вы верите в то, что государство в лице прошедшего огонь и воду, горнила федерального Минсельхоза министра Лабинова вдруг будет выделять средства сразу двенадцати непонятным ИП из одного района, которые по факту фермерами не являются? Я в это не верю.

В этой ситуации я, конечно, не хочу говорить о возможных откатах, которые теоретически могла заплатить фермер Шалак, чтобы получить эти средства. Хочется надеяться, что со стороны чиновников все было чисто. И все же солидное число уголовных дел в отношении экс-чиновников карельского правительства за последние годы допускает, согласитесь, и такие предположения. 

Так что же такое арест Ираиды Шалак? Это, в первую очередь, серьезный репутационный удар по карельскому правительству. А именно – по министерству сельского хозяйства, лично министру Владимиру Лабинову. И, как следствие, серьезный удар по главе республики Артуру Парфенчикову. А ведь надо признать, что при нем господдержка предпринимательства действительно начала выходить из болота. Достаточно привести цифры – 36 карельских предприятий в 2018 году воспользовались возможностью и получили введенные в 2018 году субсидии на компенсации затрат в объёме 23 миллионов рублей. В 2019 году из бюджета Республики Карелия предусмотрено на компенсацию затрат субъектов малого и среднего предпринимательства уже 147 миллионов рублей. Эти цифры – показатель того, что правительство действительно ориентировано на дальнейшее участие бизнеса в госпрограммах. Власти готовы выделять средства на развитие бизнеса. И средства эти есть. 

Дело Ираиды Шалак – удар по всей этой работе. Получается, что государство, с одной стороны, из штанов выпрыгивает, чтобы помочь бизнесу, и оно же, государство, с другой стороны и уже в лице силовых органов, мгновенное рубит головы тем, кто получает эту поддержку. Полагаю, что именно об этом думал глава Карелии Артур Парфенчиков, когда писал письмо в МВД. Иными словами, было бы неплохо, если бы государство для начала договорилось само с собой. 

Пока же мы видим в соцсетях сообщения от предпринимателей о том, что лучше с государственными деньгами не связываться. Слишком велик риск из лауреата года в одначасье превратиться в преступника.  

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять