Лосось – мимо плана, завод – мимо проекта. Что происходит с «Карелрыбводом»?

На реке Шуя впервые за годы провалены мероприятия по отлову онежского лосося для воспроизводства этой рыбы в Онежском озере. 

В карельском филиале федерального «Главрыбвода», который мы по традиции называем «Карелрыбводом», происходит что-то странное: госзадание по восстановлению лосося под угрозой срыва, селекционно-племенной центр рыбоводства будут строить по отличному от изначального проекту, но самое удивительное – на предприятии трудятся сразу два руководителя. 

Еще год назад казалось, что карельский филиал предприятия «Главрыбвод» – одно из немногих успешных государственных предприятий Карелии. За несколько лет были увеличены мощности Кемского и Выгского рыбзаводов по производству молоди. Серьезная работа проведена на реке Кереть. После полного запрета на вылов онежского лосося в 2015 году и регулярного провала по зарыблению этим видом рыбы Онежского озера рыбоводам удалось выправить ситуацию и выйти на плановые высокие показатели по отлову производителей и выпуску молоди в Шую.

Река Шуя. Фото Игоря Подгорного

Это дало надежду, что шуйское стадо лосося, невероятными усилиями выведенное в 2004 году из Красной книги, а потом за десять лет бездарно уничтоженное, будет когда-нибудь восстановлено. Наконец, предприятие начало зарабатывать деньги, приобрело технику и оборудование, смогло создать достойные условия труда для работников. 

Однако, начиная с прошлого года, на предприятии началась странные подковёрные игры. Причем начались они после того, как стало известно о строительстве в Карелии селекционно-племенного центра на реке Выг в Беломорском районе. На новый центр, где планируется разводить малька форели для форелевых хозяйств, будет выделено более миллиарда рублей. 

Два руководителя

В декабре 2018 года по непонятным причинам московским начальством был уволен опытный директор предприятия Сергей Иванов, который несколько десятилетий проработал в этой отрасли в Карелии, знает ее, что называется, со всех углов. И который, собственно, напрямую и причастен к успехам предприятия последних лет. 

Сергей Иванов. Фото Игоря Подгорного



Уволен тихо, с выговором, без объяснения причин и информации в прессе. На его место руководитель федерального «Главрыбвода» Дан Беленький (на верхнем фото слева) прислал из Тюмени нового начальника – варяга, никому в Карелии неизвестного Олега Аврамкина. 

Однако случилось непредвиденное: Сергей Иванов не согласился с увольнением и уже в марте сумел через суд восстановиться, доказав, что федеральное руководство уволило его незаконно. Выговор также был отменен. При этом Олег Аврамкин остался в роли и.о. руководителя. На сайте его должность звучит, как и.о. заместителя руководителя. Только вот доверенности от федерального руководства находятся как раз у Аврамкина, а не у Сергея Иванова, который как бы начальник, но как бы без полномочий. То есть в Москве не хотят признавать Иванова руководителем и фактически “сливают” его после решения суда.  

Это провал

В конце весны-начале лета громыхнул новый скандал, который также прошел мимо СМИ. На реке Шуя в районе деревни Нижний Бесовец в Прионежском районе, где у предприятия есть своя станция, вовремя не появились заграждения для отлова производителей шуйского стада лосося. Не появились они ни в мае, ни в июне.

Заграждение на реке Шуя. Без него о возрождении лосося можно забыть. Фото Игоря Подгорного

Между тем, лосось идет на нерест именно в это время. Для рыбоводов жизненно важно выставить специальную сеть именно во время нерестового хода, а не позже. Иначе вся рыба, поднимающаяся из Онежского озера, а ее и так крайне мало, пройдет вверх по течению в лапы браконьеров. Но заградительная сеть появилась только в июле, когда вся рыба уже прошла. Почему так произошло? 

Портал «Карелия.Ньюс» обратился с этим вопросом к Сергею Иванову. Он подтвердил, что заградительная сеть действительно была выставлена только 10 июля. Причина, по его словам, в проволочках федерального «Главрыбвода», который пропустил время подачи документов на выделение квот. Фактически получилась ситуация, когда от карельского филиала требуют выполнения госзадания, а на федеральном уровне это же ведомство препятствует его выполнению. 

То, что заграждение выставлено так поздно, означает только одно – мы точно не выполним план по отлову производителя, не получим икры, чтобы вырастить малька лосося и через два года выпустить его в реку Шую. Госзадание мы, конечно, выполним, компенсируя по числу мальками семги на севере, но Шуя точно не доберет малька, то есть по лососю – это провал, – констатирует Иванов. 

Отметим, что начальник «Карелрыбвода» категорически отказался комментировать ситуацию с двумя руководителями, лишь подтвердив, что она действительно существует, поскольку Олега Аврамкина прислали на его место после увольнения. 

Рыбоводы отлавливают лосося для воспроизводства рыбы. Фото Игоря Подгорного

А центр-то не тот

Еще одна темная история – строительство в Карелии селекционно-племенного центра по разведению малька форели для форелевых хозяйств республики. Новый завод, как известно, планируется построить в поселке Сосновец Беломорского района на базе Выгского рыбоводного завода на реке Выг. Его главная задача – обеспечить рыбоводные хозяйства Карелии оплодотворенной икрой и мальком форели высокого качества. Мощности заявлены рекордные – до 25 млн штук икринок. Проект проходит по федеральной программе и получает мощное федеральное финансирование – более миллиарда рублей (по нашим данным, речь может идти о сумме порядка 1,2-1,3 млрд).

Утвержден проект был еще в марте 2017 года. О нем, кстати, очень много говорили с высоких трибун, называя его стратегическим проектом развития всей отрасли. В 2018 году он должен был пройти госэкспертизу, однако провалил ее по непонятным причинам. 

Можно было бы предположить, что именно этот провал стал причиной увольнения Сергея Иванова, но только, по словам самого Иванова, он этим проектом не занимался вовсе по распоряжению своего прямого начальства из «Главрыбвода». Фактически руководителя организации, которая отвечает за выращивание малька, отстранили от реализации самого главного стратегического проекта в этой отрасли. Нонсенс, однако. 

Выпуск малька на реке Шуя. Фото Игоря Подгорного

Экспертизу селекционно-племенной центр рыбоводства все же прошел. Проектно-сметная документация была получена в апреле 2019 года. Правда, сроки были упущены, год потерян. 

Мы попросили Сергея Иванова прокомментировать ситуацию с заводом, но он опять же отказался, поскольку фактически не участвовал ни в проектировании, ни в руководстве проектом. 

И тем не менее нашему порталу от источника, близкого к реализации проекта, стало известно, что проект завода претерпел значительные изменения, причем не в лучшую сторону. 

Изначально для завода выбиралась площадка на реке Выг с перепадом в 10 метров, чтобы использовать систему прямого водотока, как это сделано на существующем Выгском заводе. Это, по мнению нашего эксперта, крайне важно для разведения маточного стада, о котором говорят не один год, важно для надежности работы самого предприятия, поскольку оно не будет зависеть от насосов, непредвиденная поломка которых может привести к катастрофическим последствиям для малька и всего стада. В изначальном проекте для маточного стада предполагалось использовать большие естественные канавы, а не бассейны. Однако в новом проекте канав нет, а есть именно бассейны, причем буквально напичканные установками замкнутого водоснабжения (УЗВ), то есть насосами.

Такие условия для маточного стада крайне нежелательны. Удивляет в этом случае и тот факт, что возможности реки Выг и выбранной площадки никак не используются. 

Возможно, это отчасти объясняется тем, что, как заверяет наш эксперт, разработчики проекта ни разу не были на будущей площадке и попросту не видели все на месте. В итоге был выбран проект, не учитывающий возможности реки, напичканный УЗВ, потенциально ухудшающий жизнь будущего маточного стада. Кроме того, новый проект – более дорогой. И это тоже вызывает вопросы – хуже и дороже – зачем? 

Перепады на реке Выг позволяют построить здесь завод почти без УЗВ

Итак, со стороны ситуация, которая складывается на предприятии, выглядит довольно прозаично для нашего времени: республике для рыбной отрасли выделяют значительные средства – более миллиарда рублей. Деньги, действительно, огромные. Руководитель федерального «Главрыбвода» Дан Беленький без объяснения причин увольняет опытного местного руководителя филиала, который сумел вывести предприятие на хороший уровень, назначают на его место никому не известного директора из Тюмени.

Никто не мог предположить, что карельский руководитель не согласится с увольнением и сможет восстановиться через суд. На этом фоне федеральное начальство, очевидно недовольное этим восстановлением, начинает откровенно вредить карельскому руководителю, не выдавая ему доверенности, поджимая его дублирующим руководителем, не выделяя квоты для выполнения им прямых обязанностей, в конечном итоге, нанося серьезный вред мероприятиям по восстановлению шуйского лосося Онежского озера. 

Мы не беремся ничего утверждать, но возникают очевидные предположения. Например, что новый начальник из Тюмени мог быть назначен лишь с одной целью – правильно для федерального руководства освоить огромные средства. Карельский же руководитель на эту роль по каким-то причинам не сгодился. 

Хочется, конечно, надеяться, что мы ошибаемся, что мы многого не знаем и что ситуация на самом деле куда более простая. Но пока налицо лишь факты – восстановление шуйского стада онежского лосося в этом году сорвано, завод будут строить по спорному проекту, а у карельского филиала «Главрыбвода» почему-то два руководителя. Все это, согласитесь, ой какой непорядок. 

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять